Визуальный язык «красных» и «белых» плакатов периода Гражданской войны в России

  • Ольга Сергеева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: политическая пропаганда, Гражданская война в России, плакаты, визуальный язык

Аннотация

В России первые десятилетия XX в. стали периодом быстрого развития массовой пропаганды. Годы военного противостояния красных и белых можно рассматривать как период накопления идеологических практик, которые были положены в основу механизмов пропаганды. Одним из видов идеологического оружия той эпохи были плакаты. Обращение к плакатам помогает реконструировать «красную» и «белую» картины мира, витализируемые языком изображений. Плакатисты враждующих сторон использовали нескольких визуальных языков — это иконопись, лубок, журнальная карикатура, живопись авангарда. Для социальных исследователей важно, что визуальный язык, как и любой другой, служит не только целям коммуникации (т. е. для передачи сообщений), но и целям моделирования реальности. Автор исходит из того, что элементы визуальных языков, которые использовались при создании плакатов, обладали каждый своими специфическими возможностями для создания картины мира. Язык иконы моделировал образы добра и зла, лубок благодаря своим драматургическим свойствам передавал динамику революционных событий, карикатура создавала запоминающиеся образы вождей, авангардистские решения на плакатах отражали социальные ожидания о будущем индустриальном мире. Выводы автора о «красных» и «белых» плакатах основаны на идеях когнитивного подхода, объясняющего восприятие и интерпретацию изображений.
Опубликован
2017-09-20
Как цитировать
Сергеева, О. (2017). Визуальный язык «красных» и «белых» плакатов периода Гражданской войны в России. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 20(4), 210–229. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/254
Раздел
Российские революции: практики, повседневность, последствия