Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний)

  • Антонина Николаевна Пинчук Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
  • Дмитрий Андреевич Тихомиров Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
  • Светлана Геннадьевна Карепова Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
  • Милада Александровна Литовко Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Ключевые слова: интеллектуальные деловые услуги, карьера, карьерные стратегии, типы карьерных стратегий, кластерный анализ

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление типов карьерных стратегий современных работников сферы интеллектуальных деловых услуг. Концептуальная рамка исследования эксплицирует субъективистский подход, в котором карьерные стратегии отражают вектор движения к субъективно определяемым целям карьеры, тем самым раскрывается агентность субъекта, его выбор направления карьерного развития и реализуемые действия в этом направлении. Эмпирические материалы исследования включают данные анкетного опроса (133 респондента) и 11 полуструктурированных интервью, осуществленных в московских компаниях в 2022 г. Данные анкетирования послужили основой для иерархического кластерного анализа, в результате которого выделено три целевых сегмента, репрезентирующих различные модели карьерных стратегий. Так, в соответствии с направленностью воспроизводимых действий составлены кластерные профили «образцовых», «пассивных» и «проактивных» работников, показаны личностно-индивидуальные характеристики и особенности карьерных целей респондентов в разрезе кластерных групп. Отдельный фокус исследовательского внимания был направлен на субъективные оценки внутриорганизационных и внеорганизационных условий реализации карьерных стратегий, что позволило рассмотреть стимулы и барьеры для построения карьеры в сфере интеллектуальных деловых услуг. Дополняют полученную картину нарративы интервью, в которых сотрудники российских компаний рассказали о собственных карьерных перспективах в ситуации динамичных изменений на рынке труда и предложили различные сценарии дальнейшего развития российских компаний сферы интеллектуальных деловых услуг в современных условиях.

Литература

Берман Д., Клетцер Л., Макфирсон М., Шапиро М.О. (2008) Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход. Вопросы образования, 2: 108–121.

Котомина О. В. (2016) Препятствия развитию сектора интеллектуальных деловых услуг в России. Менеджмент и бизнес-администрирование, 3: 135–144.

Мусина-Мазнова Г. Х. (2011) Зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению понятия «карьера». Наука и школа, 4: 101–107.

Подольская А. А. (2020) Карьерные стратегии женщин-инженеров на предприятиях ракетно-космической отрасли: цели и возможности реализации. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5: 467–489.

Попова И. П. (2021) Карьерный капитал: концептуальные подходы. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 1: 78–88.

Радаев В.В. (2002) Еще раз о предмете экономической социологии. Экономическая социология, 3: 21–34.

Чичканов Н. Ю., Белоусова В. Ю. (2020) Влияние цифровых технологий на бизнес российских компаний сектора интеллектуальных услуг. Цифровая экономика: бюллетень [https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/366167712.pdf] (дата обращения: 18.09.2021).

Шаповалов В. К. (2020) Карьерные процессы: социологические и психолого-педагогические интерпретации. М.: Дашков и К°.

Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Галицкий Е.Б. (2009) Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников-менеджеров. Вопросы образования, 4: 133–152.

Andresen M., Apospori E., Gunz H. et al. (2020) Careers in context: An international study of career goals as mesostructure between societies' career-related human potential and proactive career behaviour. Human Resource Management Journal, 30: 365–391.

Budtz-Jørgensen J., Johnsen C.G., Sørensen B.M. (2019) Against Boundarylessness: The Liminal Career of the Flexible Employee. Organization, 26(6), 917–935.

Chichkanov N., Miles I., Belousova V. (2019) Conditions for innovation in KIBS: Evidence from Russia. Basic Research Program. Working papers Series: Science, Technology and Innovation, No. WP BRP 92/STI/2019: 1–32.

den Hertog P. (2000) Knowledge-intensive business services as co-producers of innovation. International Journal of Innovation Management, 4(4): 491–528

Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. (2014) Knowledge Intensive Business Services: The Russian Experience. Foresight-Russia, 8(4): 24–39.

Miles I., Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Zh. (2021) The Impact of the Coronacrisis on KIBS Sector. Foresight and STI Governance, 15(1): 6–18.

Morgan D. (2014) Integrating qualitative and quantitative methods: A Pragmatic approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

Vinogradov D., Shadrina E. V., Doroshenko M. (2018) KIBS for public needs. Economia e Politica Industriale, 45(4): 443–473.

Zieba M. (2013) Knowledge-intensive business services (KIBS) and their role in the knowledge-based economy. GUT FME Working Paper Series A, 7. [https://www.econstor.eu/bitstream/10419/173303/1/wp-gut-fme-a-07-Zieba.pdf] (дата обращения: 18.09.2021).

Опубликован
2023-07-03
Как цитировать
Пинчук, А. Н., Тихомиров, Д. А., Карепова, С. Г., & Литовко, М. А. (2023). Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний). ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 26(2), 110–134. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.6