«Чтобы не болтался»: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей

  • Анна Пунгина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
  • Алина Зайнаготдинова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
  • Мария Сенникова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
  • Владлена Авдеева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
  • Вероника Одинокова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
  • Майя Русакова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: внешкольная деятельность ребенка, рискованные и протективные факторы, структурированная и неструктурированная деятельность, подход возможностей, поведенческие проблемы

Аннотация

Рассмотрены практики структурированной и неструктурированной внешкольной деятельности и домашние обязанности детей в возрасте от 11 до 17 лет. В качестве эмпирической базы использованы 120 интервью с родителями, детьми и специалистами районных Центров социальной помощи семье и детям Санкт-Петербурга (ЦСПСиД), собранные в рамках исследования «Социальные траектории детей в современной России». Теоретическую основу статьи составляют концепция рискованных и протективных факторов, концепция структурированной и неструктурированной деятельности, подход возможностей. Анализ данных выполнен в традиции фреймворк анализа (framework analysis), результатом которого стало понимание сходств и различий в внешкольной деятельности детей,
которые имеют поведенческие проблемы и у которых они отсутствуют. Основные различия выявлены в характере деятельности, поддержке и уровне родительского контроля. Основными ограничениями возможностей ребенка выступают отсутствие эмоциональной поддержки, особенно неструктурированной внешкольной деятельности, со стороны взрослых, материальные трудности семьи, отсутствие инфраструктуры, соответствующей интересам ребенка, запреты взрослых или
прекращение деятельности по другим причинам без предложения альтернатив для ребенка, преобладание домашних обязанностей, особенно по уходу за младшими детьми, во внешкольной деятельности ребенка.

Литература

Акифьева Р.Н., Андреева Ю.В. (2017) Структурированная активность школьников «спального» района Санкт-Петербурга: социальный класс, семья и школа. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(1): 128–148.

Вольская В.В., Зорина Е.В., Шпилевская А.В. (2019) «Код добра»: как организовать досуг несовершеннолетних для максимальной эффективности их реабилитации? Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник, 18: 81–87.

Куприянов Б.В. (2015) Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований). Социологические исследования, 11: 156–160.

Майорова-Щеглова С.Н. (2016) О перспективах изучения досуговых занятий современных детей (в ответ на статью Б.В. Куприянова). Социологические исследования, 12: 135–138.

Павленко К.В., Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Сивак Е.В. (2019) Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты. Вопросы образования, 2: 241–261.

Сен А. (2004) Развитие как свобода. М.: Новое издательство.

Ходоренко Д.К., Титкова В.В. (2019) Алкогольное поведение подростков и внеклассные занятия спортом. Социологический журнал, 25(4): 72–83.

Abbott B.D., Barber B.L. (2007) Not just idle time: Adolescents’ developmental experiences provided by structured and unstructured leisure activities. The Educational and Developmental Psychologist, 24(1): 59–81.

Akifieva R.N., Andreeva J.V. (2017) Strukturirovannaya aktivnost' shkol'nikov" spal'nogo" rayona Sankt-Peterburga: sotsial'nyy klass, sem'ya i shkola [The structured activity of schoolchildren in the "sleeping" district of St. Petersburg: social class, family and school]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 20(1): 128–148 (in Russian).

Badura P., Geckova A.M., Sigmundova D., Sigmund E., van Dijk J.P., Reijneveld S.A. (2018) Can organized leisure-time activities buffer the negative outcomes of unstructured activities for adolescents’ health? International journal of public health, 63(6): 743–751.

Badura P., Sigmundova D., Sigmund E., Geckova A.M., van Dijk J.P., Reijneveld S.A. (2017) Participation in organized leisure-time activities and risk behaviors in Czech adolescents. International journal of public health, 62(3): 387–396.

Bedendo A., Noto A.R. (2015) Sports practices related to alcohol and tobacco use among high school students. Brazilian Journal of Psychiatry, 37(2): 99–105.

Bennett P.R., Lutz A.C., Jayaram L. (2012) Beyond the schoolyard: The role of parenting logics, financial resources, and social institutions in the social class gap in structured activity participation. Sociology of Education, 85(2): 131–157.

Buchanan A. (2014) Risk and protective factors in child development and the development of resilience. Open Journal of Social Sciences, 2(04): 244.

Catalano R.F., Hawkins J.D. (1996) The social development model: A theory of antisocial behaviour. In: J.D. Hawkins (ed.) Delinquency and Crime: Current Theories. Cambridge: Cambridge University Press: 149–197.

Cope E., Balle R., Pearce G. (2013) Why do children take part in, and remain involved in sport?: implications for children’s sport coaches. International Journal of Sports Science & Coaching, 7(1): 55–74.

Coppens A.D., Alcalá L., Mejía-Arauz R., Rogoff B. (2014) Children's initiative in family household work in Mexico. Human Development, 57(2–3): 116–130.

Darling N., Caldwell L. L., Smith R. (2005) Participation in school-based extracurricular activities and adolescent adjustment. Journal of Leisure Research, 37(1): 51–76.

de França Drummond A., Gomes A.M.R., Coster W.J., Mancini M.C. (2015) Predictive factors of household task participation in Brazilian children and adolescents. OTJR: occupation, participation and health, 35(2): 101–109.

Fegter S., Richter M. (2014) Capability approach as a framework for research on children’s well-being. In: Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin J. (eds.) Handbook of child well-being. Dordrecht: Springer: 739–758.

Halldorsson V., Thorlindsson T., Sigfusdottir I.D. (2014) Adolescent sport participation and alcohol use: The importance of sport organization and the wider social context. International review for the sociology of sport, 49(3–4): 311–330.

Hawkins J.D., Catalano R.F., Miller J.Y. (1992) Risk and protective factors for alcohol and other drug problems in adolescence and early adulthood: implications for substance abuse prevention. Psychological bulletin, 112(1): 64.

Khodorenko D.K., Titkova V.V. (2019) Alkogol'noye povedeniye podrostkov i vneklassnyye zanyatiya sportom [Alcoholic behavior of teenagers and extracurricular sports]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 25(4): 72–83 (in Russian).

Khoury-Kassabri M., Schneider H. (2018) The relationship between Israeli youth participation in physical activity programs and antisocial behavior. Child and Adolescent Social Work Journal, 35(4): 357–365.

Kim J., Kono S., Lee E. Y., McDaniel J. (2020) The Reciprocal Effects between Structured/Unstructured Leisure and Delinquent Behaviors among South Korean Youth: A Cross-Lagged Longitudinal Approach. International Journal of the Sociology of Leisure: 1–17.

Kristjansson A.L., Mann M.J., Sigfusson J., Thorisdottir I.E., Allegrante J.P., Sigfusdottir I.D. (2020) Development and guiding principles of the Icelandic model for preventing adolescent substance use. Health promotion practice, 21(1): 62–69.

Kupriyanov B.V. (2015) Detskiye dosugovyye zanyatiya dvukh pokoleniy rossiyan (po rezul'tatam sotsiologicheskikh issledovaniy) [Children's leisure activities of two generations of Russians (according to the results of sociological studies)]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 11: 156–160 (in Russian).

Lansford J.E., Godwin J., Alampay L.P., Uribe Tirado L.M., Zelli A., Al‐Hassan S.M., Deater‐Deckard K. (2016) Mothers', fathers' and children's perceptions of parents' expectations about children's family obligations in nine countries. International Journal of Psychology, 51(5): 366–374.

Lareau A. (2003) Unequal childhoods: Class, race, and family life. Berkeley, CA: University of California Press.

Mahoney J.L., Harris A.L., Eccles J.S. (2006) Organized activity participation, positive youth development, and the over‐scheduling hypothesis. Social policy report, 20(4): 1–32.

Mahoney J.L., Stattin H. (2000) Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of adolescence, 23(2): 113–127.

Mayorova-Scheglova S.N. (2016) O perspektivakh izucheniya dosugovykh zanyatiy sovremennykh detey (v otvet na stat'yu B.V. Kupriyanova) [On the prospects of studying the leisure activities of modern children (in response to an article by BV Kupriyanov)]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 12: 135–138 (in Russian).

Muldoon J.C., Williams J. M., Lawrence A. (2015) ‘Mum cleaned it and I just played with it’: Children’s perceptions of their roles and responsibilities in the care of family pets. Childhood, 22(2): 201–216.

Nelson M.K., Schutz R. (2007) Day Care Differences and the Reproduction of Social Class. Journal of Contemporary Ethnography, 36(3): 281–317.

Pavlenko K.V., Polivanova K.N., Bochaver A.A., Sivak Ye.V. (2019) Dopolnitel'noye obrazovaniye shkol'nikov: funktsii, roditel'skiye strategii, ozhidayemyye rezul'taty [Additional education of schoolchildren: functions, parenting strategies, expected results]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2: 241–261 (in Russian).

Poplavskaya A., Gruzdev I., Petlin A. (2018) Defining the Problem of Choosing Extracurricular Activities in Russia. Educational studies, 4: 261–281. DOI: 10.17323/1814–9545–2018–4–261–281.

Rees G. (2017) Children’s activities and time use: Variations between and within 16 countries. Children and Youth Services Review, 80: 78–87.

Ritchie J., Spencer L. (2002) Qualitative data analysis for applied policy research. In: Huberman A.M., Miles M.B. (eds.) The qualitative researcher’s companion: 305–329.

Sen A. (2004) Razvitiye kak svoboda [Development as freedom]. Moscow: Novoye izdatelstvo (in Russian).

Smith K.M., Freeman P.A., Zabriskie R.B. (2009) An examination of family communication within the core and balance model of family leisure functioning. Family Relations, 58(1): 79–90.

Spruit A., van der Put C., Van Vugt E., Stams G.J. (2018) Predictors of intervention success in a sports-based program for adolescents at risk of juvenile delinquency. International journal of offender therapy and comparative criminology, 62(6): 1535–1555.

Trilla J., Ayuste A., Agud I. (2014) After-school activities and leisure education. In: Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin J. (eds.) Handbook of child well-being. Dordrecht: Springer: 863–894.

Van der Eecken A., Spruyt B., Bradt L. (2019) Giving young people a well-rounded education: a study of the educational goals parents attach to the leisure activities of their children. Leisure Studies, 38(2): 218–231.

Volskaya V.V., Zorina E.V., Shpilevskaya A.V. (2019) «Kod dobra»: kak organizovat' dosug nesovershennoletnikh dlya maksimal'noy effektivnosti ikh reabilitatsii? ["Code of Goodness": how to organize the leisure of minors for the maximum effectiveness of their rehabilitation?] Sotsial'noye obsluzhivaniye semey i detey: nauchno-metodicheskiy sbornik [Social Services for Families and Children: A Scientific and Methodological Digest], 18: 81–87 (in Russian).

Webb E., Karlis G. (2019) Youth and staff perceptions of desired outcomes from positive youth development focused recreation organizations: The formation of potential evaluative criteria. International Journal of the Sociology of Leisure, 2(4): 403–420.

Wichstrøm T., Wichstrøm L. (2009) Does sports participation during adolescence prevent later alcohol, tobacco and cannabis use? Addiction, 104(1): 138–149.

Yabe Y., Hagiwara Y., Sekiguchi T., (2019) Parents' Own Experience of Verbal Abuse Is Associated with their Acceptance of Abuse towards Children from Youth Sports Coaches. The Tohoku Journal of Experimental Medicine, 249(4): 249–254.

Источники

Icelandic Centre for Social Research & Analysis (1999) Planet Youth [https://planetyouth.org] (дата обращения: 13.07.2020).

Опубликован
2022-02-05
Как цитировать
Пунгина, А., Зайнаготдинова, А., Сенникова, М., Авдеева, В., Одинокова, В., & Русакова, М. (2022). «Чтобы не болтался»: внешкольная деятельность как мера профилактики девиантного поведения детей. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 25(1), 132-167. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/2361