Социокультурная материальность в антропологии Д. Миллера

  • Круткин Виктор Леонидович Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Ключевые слова: Дэниел Миллер, объектификация, артефакт, социокультурная материальность, потребление, перформативные практики, дигитальная антропология

Аннотация

В статье рассматриваются работы британского антрополога Дэниела Миллера, посвященные разным проблемам, но объединенные общей задачей — преодолеть распространенную теорию «двух миров». Моральные принципы и социальные идеалы существуют не вопреки тому, что люди используют материальные объекты, но благодаря этим объектам. Материальный поворот связан с отказом от противопоставления объектов и субъектов, исследователи должны показать их единство. Здесь исходят из того, что человек есть существо материальное, что артефакты не являются пассивными. Внимание автора к артефактам, играющим важнейшую роль в производстве и потреблении, открывает перспективы новых трактовок многих понятий социальных наук. Артефакты — продукт объектификаций, безотносительно к их вещественной или невещественной форме, они способны воздействовать на поведение людей через разнообразные медиа и технологии. Способность объектов определять наше поведение и понимание себя Д. Миллер именует социокультурной материальностью. Эта формула более удачна, чем выражение «материальная культура», которое обычно соотносится с понятием «духовной культуры». Исследования Д. Миллера обосновывают тезис о множественности форм как материальности, так и имматериальности, снимая, тем самым, их дихотомическое противопоставление. Исследования перформативных практик позволяют расширить изучение культурного наследия, уточняют понятие «intangible heritage» («неосязаемое наследие»), которое не противостоит, но дополняет социокультурную материальность. Д. Миллер намечает горизонты новой области знания, именуемой дигитальной антропологией.

Биография автора

Круткин Виктор Леонидович, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии культуры
Удмуртского государственного университета.

Литература

Социология вещей: Сб. статей, под ред. В. Вахштайна. (2006) М.: Издательский дом «Территория будущего».

Форум «Незамеченные революции». (2015) Антропологический форум, 24: 7-94.

Российская антропология и «онтологический поворот». (2017) Отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН.

Appadurai A. (1980) Introduction: commodities and the politics of value. In: The social life of things. Commodities in cultural perspective, ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press.

Gell A. (1988) Technology and Magic. Anthropology Today, 4(2): 7–8.

Miller D. (1987) Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell.

Miller D. (1994) Artefacts and the meaning of things. Companion encyclopedia of anthropology, ed. by T. Ingold. London; New York: Routledge: 396–420.

Miller D. (1998а) A Theory of Shopping. Cambridge: Polity Press/Cornell University Press.

Miller D. (ed.) (1998b) Material Cultures. London: UCL Press/University of Chicago Press.

Miller D. (1998c) Coca-Cola: a Black Sweet drink from Trinidad. In: D. Miller (ed.). Material Cultures. London: UCL Press/University of Chicago Press.

Miller D. (2001) Driven Societies. Car Cultures, ed. by D. Miller. Oxford: Berg: 1–33.

Miller D. (2005) Materiality: An Introduction, in: Materiality. Durham: Duke University Press.

Miller D. (2008) The Comfort of Things. Cambridge: Polity.

Miller D. (2010) Stuff. Cambridge: Polity.

Miller D. (ed.) (2016) How the World Changed Social Media. London: UCL Press.

Miller D., Horst H. (2006) The Cell Phone: An Anthropology of Communication. Oxford: Berg.

Miller D., Horst H. (eds.) (2012) Digital Anthropology. Oxford: Berg.

Miller D., Slater D. (2000) The Internet: An Ethnographic Approach. Oxford: Berg.

Miller D., Woodward S. (2011) Blue Jeans: The art of the ordinary. Berkeley: University of California Press.

Munn N.D. (1974) Symbolism in a Ritual Context: Aspects of Symbolic Action. In: Handbook of Social and Cultural Anthropology. J.J. Honigmann (ed.). Chicago: Rand McNally: 579–612.

Источники

Миллер Д. «Смартфон — самая важная вещь из всего, чем мы сейчас владеем». Интервью с Дэниелом Миллером на московском фестивале «NOW. Как устроена современность». 31 октября 2016. (2016) Режим доступа: [colta.ru/articles/society/12910]. (дата доступа 05.12.2016).

Manovich L. (1995) The paradoxes of digital photography. In: Photography after Photography. Exhibition catalog. Режим доступа: [http://manovich.net/content/04-projects/004-paradoxes-of-digital-photogr... (дата доступа 26.10.2015).

Safeguarding Intangible Cultural Heritage. (2016) UNESCO Режим доступа: [http://www.unesco.org/culture/ich/en/home]. (дата доступа 17.05.2015).

Appadurai A. (1980) Introduction: commodities and the politics of value. In: The social life of things. Commodities in cultural perspective, ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press.

Forum «Nezamechennyye revolyutsii» (2015) [Forum «Unnoticed Revolutions»]. Antropologicheskiy forum [Anthropological Forum], 24: 7–94 (in Russian).

Gell A. (1988) Technology and Magic. Anthropology Today, 4(2): 7–8.

Manovich L. (1995) The paradoxes of digital photography. In: Photography after Photography. Exhibition catalog. Режим доступа: [http://manovich.net/content/04-projects/004-paradoxes-of-digital-photogr... ] (Accessed 26.10.2015)

Miller D. (1987) Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell.

Miller D. (1994) Artefacts and the meaning of things. In: Companion encyclopedia of anthropology, ed. by T. Ingold. London; New York: Routledge: 396–420.

Miller D. (1998c) Coca-Cola: a Black Sweet drink from Trinidad. In: D. Miller (ed.). Material Cultures. London: UCL Press/University of Chicago Press.

Miller D. (1998а) A Theory of Shopping. Cambridge: Polity Press/Cornell University Press.

Miller D. (2001) Driven Societies. In: Car Cultures, ed. by D. Miller. Oxford: Berg: 1–33.

Miller D. (2005) Materiality: An Introduction, in: Materiality. Durham: Duke University Press.

Miller D. (2008) The Comfort of Things. Cambridge: Polity.

Miller D. (2010) Stuff. Cambridge: Polity.

Miller D. (2016) «Smartfon – samaya vazhnaya veshch' iz vsego, chem my seychas vladeyem». Interv'yu s Deniyelom Millerom na moskovskom festivale "NOW. Kak ustroyena sovremennost" [«A smartphone is the most important thing of all that we now own». Interview with Daniel Miller at the Moscow festival «NOW. How modern is arranged»]. 31 oktyabrya 2016. [colta.ru/articles/society/12910 ]. (Accessed 05.12.2016) (in Russian)

Miller D. (ed.) (1998b) Material Cultures. London: UCL Press/University of Chicago Press.

Miller D. (ed.) (2016) How the World Changed Social Media. London: UCL Press.

Miller D., Horst H. (2006) The Cell Phone: An Anthropology of Communication. Oxford: Berg.

Miller D., Horst H. (eds.) (2012) Digital Anthropology. Oxford: Berg.

Miller D., Slater D. (2000) The Internet: An Ethnographic Approach. Oxford: Berg.

Miller D., Woodward S. (2011) Blue Jeans: The art of the ordinary. Berkeley: University of California Press.

Munn N.D. (1974) Symbolism in a Ritual Context: Aspects of Symbolic Action. In: Handbook of Social and Cultural Anthropology. J.J. Honigmann (ed.). Chicago: Rand McNally: 579–612.

Rossiyskaya antropologiya i «ontologicheskiy povorot» (2017) [Russian anthropology and the «ontological turn»]. S.V. Sokolovskiy (ed.). M.: IEA RAN, (in Russian).

Safeguarding Intangible Cultural Heritage. (2016) UNESCO Режим доступа: [http://www.unesco.org/culture/ich/en/home ]. (Дата доступа 17.05.2015).

Sotsiologiya veshchey [Sociology of things](2006) V. Vakhshtayn (ed.). M.: Izdatel'skiy dom «Territoriya budushchego» (in Russian).

Опубликован
2017-03-20
Как цитировать
Круткин, В. (2017). Социокультурная материальность в антропологии Д. Миллера. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 20(1), 149–165. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/189
Раздел
Социальная антропология