Перформативность в действии: экономика качеств М. Коллона как парадигма социологического анализа рынков

  • Г.Б. Юдин
Ключевые слова: экономическая социология, Мишель Каллон, перформативность, экономика качеств, калькулятивность

Аннотация

В последнее десятилетие в экономической социологии складывается альтернативная исследовательская программа, направленная не на критику модели «человека экономического», но на анализ причин, по которым деятельность хозяйственных агентов всё в большей мере соответствует этой модели. Данный подход основывается на тезисе о перформативности экономической науки, согласно которому распространение экономического знания и экономических технологий кардинально преобразует хозяйственную практику, увеличивая правдоподобие экономических теорий. Ключевой характеристикой современного человека и его технологической среды становится калькулятивность. В статье обсуждается, каким образом тезис о перформативности в сочетании с теорией монополистической конкуренции формируют парадигму экономико-социологического исследования рынков, позволяющую уделить должное место экономическим технологиям, которые всё активнее структурируют хозяйственные практики.

Литература

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход / Пер. М. Добряковой // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 431-444.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / Пер. М. Добряковой // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158.

Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома («Тысяча плато», глава первая) / Пер. В. Мерлина // Альманах «Восток». 2005. №11/12.

Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы / Пер. А. Смирнова, М. Добряковой. М.: Дом интеллектуальной книги, ГУ-ВШЭ, 2005.

Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986.

М. Фуко. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996.

Akrich M., Callon M., Latour B. A quoi tient le succès des innovations? / Gérer et comprendre // Annales des Mines. 1988. No. 11. Pp. 4-17. No 12. P. 14-29.

Aspers P. Theory, reality, and performativity in markets // American Journal of Economics and Sociology. 2007. Vol. 66. No.2. Pp. 379-398.

Barnes B. The science-technology relationship: A model and a query // Social Studies of Science. 1982. Vol. 12. No.1. Pp. 166-172.

Callon M. Introduction // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. Pp. 1-57.

Callon M. Why virtualism paves the way to political impotence. A reply to Daniel Miller // Economic Sociology. European Electronic Newsletter. 2005. Vol. 6. No. 2. Pp. 3-20.

Callon M. What does it mean to say that economics is performative? // Do economists make markets? / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University press, 2007. Pp. 311-357.

Callon M., Latour B. «Tu ne calculeras pas!» - ou comment symйtrizer le don et le capital // La revue du MAUSS. 1997. No. 9 (Comment peut-on кtre anticapitaliste?).

Callon M., Mйadel C., Rabeharisoa V. The economy of qualities // Economy and Society. 2002. Vol.31. No. 2. Pp. 194-217.

Callon M., Muniesa F. Economic markets as calculative devices // Organization Studies. 2005. Vol. 26. No. 8. Pp. 1229-1250.

Chamberlin E. The origin and early development of monopolistic competition theory // The Quarterly Journal of Economics. 1961. Vol. 75. No. 4. Pp. 515-543.

Cochoy F. Another discipline for the market economy: marketing as a performative knowledge and know-how for capitalism // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. Pp. 194-221.

Cochoy F. Les sciences du social et leur demande: le cas du marketing // Sciences de la société. 2000. No. 49. Pp. 47-61.

Didier E. Do statistics «perform» the economy? // Do economists make markets? / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007. Pp. 276-310.

Grabher G., Ibert O., Flohr S. The neglected king: The customer in the new knowledge ecology of innovation // Economic Geography. 2008. Vol. 84. No.3. Pp. 253-280.

Granovetter M., McGuire P. The making of an industry: electricity in the United States // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. Pp. 147-173.

Hodgson G. Review essay: Prospects for economic sociology // Philosophy of the Social Sciences. 2008. Vol. 38. No. 1. Pp. 133-149.

MacKenzie D. The big, bad wolf and the rational market: portfolio insurance, the 1987 crash and the performativity of economics // Economy and Society. 2004. Vol. 33. No.3. Pp. 303-334.

MacKenzie D. Is economics performative? Option theory and the construction of derivatives markets // Do economists make markets? / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007. P. 54-86.

MacKenzie D., Millo Y. Constructing a market, performing theory: The historical sociology of a financial derivatives exchange // American Journal of Sociology. 2003. Vol. 109. No. 1. Pp. 107-145.

MacKenzie D., Muniesa F., Siu L. Introduction // Do economists make markets? / Ed. by D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton: Princeton University Press, 2007. Pp. 1-19.

McFall L. Advertising: a cultural economy. London: Sage, 2004.

Miller D. Turning Callon the right way up // Economy and Society. 2002. Vol. 31. No. 2. Pp. 218-233.

Miller D. Reply to Michel Callon // Economic Sociology. European Electronic Newsletter. 2005. Vol. 6. No. 3. Pp. 3-13.

Millo Y. Making things deliverable: The origins of indexbased derivatives // Market devices / Ed. by M. Callon, Y. Millo, F. Muniesa. Oxford: Blackwell Publishers, 2007.

Stark D. Recombinant property in East European capitalism // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. Pp. 116-146.

White H. Where do markets come from? // American Journal of Sociology. 1981. Vol.87. No. 3. Pp. 517-547.

Zelizer V. The proliferation of social currencies // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. Pp. 58-68.

Опубликован
2008-11-20
Как цитировать
Юдин, Г. (2008). Перформативность в действии: экономика качеств М. Коллона как парадигма социологического анализа рынков. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 11(4). извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/1342
Раздел
Экономическая социология