Ислам и предпринимательство в России

  • А.А. Сусоколов
Keywords:

Abstract

В статье проводится сравнение между социально-психологическими особенностями конфессиональных групп России (мусульман, православных, иудеев) и некоторыми элементами содержания канонических книг, в частности, Шариата. Выявление психологических типов и социальных норм осуществляется на основе анализа массива городского населения России 2002–2004 гг. по методике KOMPASS. Выявляется влияние исторических условий формирования конфессиональных групп на нормы рыночных отно- шений, заложенных в книгах Шариата. Показано, в частности, что среди верующих мусульман распространены такие психологические типы, как «новаторы» и «социально ответственные». Среди мусульман велика цен- ность организационных усилий. Согласно концепции предпринимательской функции Й. Шумпетера, именно эти аспекты ценностных ориентаций, а отнюдь не погоня за прибылью, составляет наиболее ценную для общества сторону предпринимательства. Выдвигается предположение, что некоторые аспекты экономической концепции классического ислама соответ- ствуют требованиям разрешения кризиса, порожденного либеральной экономикой.

References

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., Издательство «Юрист», 1994.

Домострой / Сост., вступл. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественского, В.В. Колесова, М.В. Пименовой. М.: Сов. Россия, 1990.

Денни Ф.М. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира / Перевод с английского. Т. 2. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

Зарубина Н.Н. Бизнес в зеркале русской культуры. М.: Анкил, 2004.

Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь / Пер. с немецкого. М.; Адир-пресс, 2004.

Крымский А.Е. История мусульманства. М.; Жуковский; «Кучково поле», 2003.

Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация (на примере Ирана) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии)/ Сб. статей. М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт ++», 2001.

Мулукова Л. Феномен этнического предпринимательства на примере татар города Ижевска // Российская социология завтрашнего дня: Сб. студ. работ Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2006.

Принципы христианского предпринимательства // Время Новостей. 2004. 5 февраля.

Смысловой перевод священного Корана на русский язык. Первое издание. Перевод с арабского Кулиева Эльмира. Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана, Медина, Саудовская Аравия.

Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: SPSL - «Русская панорама», 2006

Сусоколов А.А., Четырчинская О.С. Влияние религиозной принадлежности на установки в сфере предпринимательства (на примере современной России) // Вопросы культурологи. 2008. № 6.

Торнау И. Изложение основ мусульманского законоведения. М.: Адир, 1991. (Репринтное издание с оригинала 1850 г.)

Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия / Пер. с англ., предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. (http://orel.rsl.ru/nettext/economic/shumpeter/ shumpred2.htm)

Lazarus-Yafeh H. Some differences between Judaism and Islam as two Religions of Law // Religion. 1984. No. 14.

Tamari M. On the Marketplace. Jewish business Ethics. Targum Press Inc., Michigan, 1991.

Published
2009-02-20
How to Cite
Сусоколов, А. (2009). Ислам и предпринимательство в России. ZHURNAL SOTSIOLOGII I SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 12(1). Retrieved from http://jourssa.ru/jourssa/article/view/1211