Неоинституциональный подход к оценке качества образования в вузе

  • К.В. Павленко
Keywords:

Abstract

В данной статье оценка качества образования рассматривается как организационный процесс, в который включены различные группы интересов в вузе. Для построения теоретической схемы используется неоинституциональный подход, позволяющий рассматривать оценку качества образования как набор институциональных правил, которые базируются на определенной концепции контроля. Взаимодействие между группами интересов в вузе характеризуется борьбой за право навязывать свои правила оценивания и выгодные концепции контроля. Концепции контроля, в соответствии с которыми выстраиваются определенные модели оценивания, связаны с различными представлениями о самом качестве образования. В статье рассматриваются особенности оценки качества в рамках различных моделей, описываются акторы, заинтересованные в их воспроизводстве, рассматриваются противоречия, возникающие между различными моделями оценивания.

References

Минина В.Н. Внутривузовская оценка и государственное регулирование качества высшего образования: "болонские" принципы и российская действительность // Европейское образовательное пространство и вузы Санкт-Петербурга: научно-методический сборник / Под ред. В.Б. Касевича. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004.

Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Вып. 2.

Павлюткин И.В. "Дилемма университетов" на пути к рынку. Что может сказать "новый институционализм" о поведении образовательной организации? (комментарий к статье: Б. Чарнявска, К. Генелль "В поход за покупками? Университеты на пути к рынку") // Экономика университета: институты и организации. Сб. переводных статей с комментариями. / Под науч. ред. М.В. Семеновой. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Tом VII. № 4.

Полищук Л., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. №1.

Радаев В. Основные направления развития современной экономической социологии // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2002.

Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. 1997. № 10.

Тевено Л. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? // Экономическая социология. 2001. Т. 2. №1.

Тевено Л. Организованная комплексность: конвергенции координации и композиция экономических образований // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В.Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2002.

Тевено Л., Болтански Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3.

Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. 1993. Вып. 3.

Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2002.

Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2000. № 1.

Чарнявска Б., Генелль К. В поход за покупками? Университеты на пути к рынку: пер. с англ. И. Павлюткина, О. Худолий // Экономика университета: институты и организации. Сб. переводных статей с комментариями. / Под науч. ред. М.В. Семеновой. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

DiMaggio P., Powell W.W. The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fi elds // American Sociological Review. 1983. Vol. 48.

Fligstein N., Brantley P. Bank control, owner control, or organizational dynamics: Who controls the large modern corporation? // The American Journal of Sociology. 1992. Vol. 98. No. 2.

Meyer J.W., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 83. No. 2.

Scott W. R. Approaching adulthood: the maturing of institutional theory // Theory and Society. 2008. Vol. 37.

Published
2010-02-20
How to Cite
Павленко, К. (2010). Неоинституциональный подход к оценке качества образования в вузе. ZHURNAL SOTSIOLOGII I SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Social Anthropology), 13(1). Retrieved from http://jourssa.ru/jourssa/article/view/1123