Как вещи вторгаются в отношения (на примере противокражного оборудования в магазинах)

  • З.В. Котельникова
Ключевые слова: социальное конструирование технологий, противокражное оборудование, электронная система обнаружения товаров,

Аннотация

Современное социологическое осмысление социальных отношений требует включения в анализ материальных объектов, поскольку они играют все более важную роль в конструировании социальных порядков. Вопрос заключается в том, каковы отношения между человеческими и нечеловеческими объектами? В рамках акторно-сетевой теории они рассматриваются как симметричные, в то время как с позиций социального конструирования технологий первенство отводится социальным группам. В данной статье обсуждаются вопросы о роли материальных объектов в оформлении торговых практик и покупательского поведения на примере оборудования, устанавливаемого в магазинах с целью предотвращения воровства. В борьбе с воровством ретейлеры делегируют функцию охраны противокражным технологиям, однако их повсеместное внедрение порождает конфликтные ситуации между различными группами, вступающими во взаимодействие (ретейлерами, поставщиками и потребителями), что в свою очередь приводит к трансформации социальных значений, изначально приписываемых технологиям. Эмпирические данные получены в ходе количественных и качественных исследований розничной торговли, проводимых Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2006–2010 гг. розничная торговля, потребление, система самообслуживания.

Литература

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 3. С. 231-254. [URL: http://www.ecsocman.edu.ru/thesis].

Вахштайн В.С. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. 2005. Т. 4. № 1. [URL: http://sociologica.hse.ru/s11/11sta1.pdf].

Держи вора! Как свести к минимуму ущерб от краж в розничной торговле // Свой бизнес. 11 (40). [URL: http://www.openbusiness.ru/html_sovet/vor3].

Доморацкая Ю. Выбор потребителями торговых форматов в сфере продуктов питания. Выпускная квалификационная работа, выполненная для получения степени бакалавра социологии. М., НИУ-ВШЭ, 2011.

Интервью с Виктором Вахштайном. О новом языке перформативности в социологии // ЭСФорум. 2009. № 2. С. 2-5. [URL: http://ecsoclab.hse.ru/ newsletter/02_2009].

Кражи в магазинах мира - ежегодный отчет от Центра исследований розницы (The Centre For Retail Research). 2011. [URL: http://www.jsbshop.ru/reviewm/ 73-kragi-v-magazinah-mira-egegodniy-otchet.html].

Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

Радаев В.В. Как объяснить конфликты в российском ретейле: эмпирический анализ взаимодействия розничных сетей и их поставщиков. Препринт WP1/2009/03. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. [URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/ 1216403315/WP1_2009_03.pdf]

Розничная торговля в 2010 году. [URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/ IssWWW.exe/Stg/d12/2-2-1.htm].

Смирнов В. Магазины самообслуживания: новые форматы и рост прибыли // Маркетинг журнал «4P.ru». 2005. [URL: http://www.4p.ru/main/theory/ 2565].

Bowlby R. Supermarket Futures // The Shopping Experience / Ed. by P. Falk, C. Campbell. L.: Sage, 1997. Pp. 92-110.

Capers C.T. Effectiveness of Situational Crime Prevention Strategies To Deter Organized Retail Theft. A Dissertation Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Management in Organizational Leadership. University of Phoenix. April 2008.

Clark R.V. Technology, Criminology and Crime Science // European Journal on Criminal Policy and Research. 2004. Vol. 10. No. 1. P. 55-63.

Cochoy F. Reconnecting Marketing to «Market-things»: How Grocery Equipment drove Modern Consumption (Progressive Grocer, 1929-1959) // Reconnecting Marketing to Markets / Ed. by Luís Aráujo, John Finch, Hans Kjellberg. Oxford: Oxford University Press, 2011. Pp. 29-49.

Cochoy F. Driving a Shopping Cart from STS to Business, and the Other Way Round: On the Introduction of Shopping Carts in American Grocery Stores (1936- 1959) // Organization. 2009. Vol. 16. No. 1. Pp. 34-53.

Colapinto J. Stop, Thief! The Hi-Tech Approach to Catching Shoplifters // The New-Yorker. 2008. September 1.

Dawson S. Consumer Responses to Electronic Article Surveillance Alarms // Journal of Retailing. 1993. Vol. 69. No. 3. Pp. 353-362.

Electronic Article Surveillance - A Technology Comparison. Executive Summary. [URL: http://www.adt.pt/retalho/EAS%20Technology%20Comparison%20ADT.pdf].

Jackson M. H., Poole M. S., Kuhn T. The Social Construction of Technology in Studies of the Workplace // The Handbook of New Media / Ed. by L.A. Lievrouw, S.M. Livingstone. Sage Publications, 2001.

Klein H.K., Kleinman D.L. The Social Construction of Technology: Structural Considerations // Science, Technology, & Human Values. 2002. Vol. 27. No. 1. Pp. 28-52

Krout R.E. Deterrent and Definitional Influences on Shoplifting // Social Problems. 1976. Vol. 23. No. 3 (Feb). Pp. 358-368.

Landt J. The History of RFID // IEEE Potentials. 2005. October/November.

Latour B. On Interobjectivity // Mind, Culture and Activity. 1996. Vol. 3. No. 4. Pp. 228-245.

Longmore-Etheridge A. The Evolution of EAS // Security Management. 1998. Vol. 42. No. 12. Pp. 44-50.

Mcnees M.P., Egli D.S., Marshall R.S., Schnelle J.F., Risley T.R. Shoplifting Prevention: Providing Information Through Signs // Journal Of Applied Behavior Analysis. 1976. Vol. 9. No. 4. Pp. 399-405.

Pinch T. The Social Construction of Technology (SCOT): The Old, the New, and the Nonhuman // Material Culture and Technology in Everyday Life: Ethnographic Approaches / ed. by Ph. Vannini. New York: Peter Lang, 2009. Pp. 45-58.

Pinch T. On Making Infrastructure Visible: Putting the Nonhumans to Rights // Cambridge Journal of Economics. 2010. Vol. 34. Pp. 77-89.

Pinch T., Bijker W. The Social Construction of Facts and Artifacts: Or How the Sociology of Science and the Sociology of Technology Might Benefit Each Other // The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology / Ed. by W. Bijker, Th. Hughes, T. Pinch. Cambridge, MA: MIT Press, 1987. Pp. 17-50.

Segrave K. Shoplifting: a Social History. Jefferson: McFarland & Company, Inc., 2001. Shoplifting and the Law of Arrest: The Merchant's Dilemma // The Yale Law Journal. 1953. Vol. 62. No. 5 (Apr.). Pp. 788-805.

Shove E., Aráujo L. Consumption, Materiality and Markets // Reconnecting Marketing to Markets / Ed. by Luís Arájo, John Finch, Hans Kjellberg. Oxford: Oxford University Press, 2011. Pp. 13-28.

Silver-Greenberg J. Shoplifters Get Smarter: They're Better Organized and Unloading Hot Goods Online. Should They be Prosecuted as Felons? // Business Week. 2007. (4059). 42.

Stores with «Electronic Eyes». Report Lower Shoplifting Rate // Marketing News. 1983. November 25, 13.

Zimmerman M.M. The Supermarket and the Changing Retail Structure // The Journal of Marketing. 1941. Vol. 5. No. 4 (Apr.). Pp. 402-409.

Опубликован
2011-12-20
Как цитировать
Котельникова, З. (2011). Как вещи вторгаются в отношения (на примере противокражного оборудования в магазинах). ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 14(4). извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/1017